Новости


Украинский фонд стартапов: деньги в инновации или на ветер

25.02.2020

Какими идеями удивили победители первого конкурсного отбора

 

В 2020 году Украинский фонд стартапов выделит начинающим проектам 240 млн грн. Первые 8,75 млн грн на этой неделе должны получить восемь отечественных команд. Конкурс проводился в два этапа. На первом – эксперты оценивали заявки 130 претендентов. На втором – члены жюри на питчинге выбрали восемь победителей из двенадцати кандидатов на гранты.

По условиям конкурса, эксперты должны были отобрать «перспективные и инновационные идеи технологических стартапов, которые демонстрируют высокий потенциал глобального коммерческого успеха». После оглашения результатов в соцсетях появились скептические отзывы об отборе «лучших из лучших».

Редакция просмотрела питчи всех победителей. Увы, жизнеспособность и инновационность некоторых проектов вызвала сомнения. Открытым остался вопрос: изменились ли бы оценки членов жюри, если бы они вкладывали в стартапы собственные, а не государственные деньги. 

Mind выбрал ключевые тезисы выступлений всех победителей.  

 

По 1,25 млн грн получат следующие 6 стартапов на seed-стадии развития:

 

AeroDrone

AeroDrone – украинская компания, которая разработала многофункциональный грузовой беспилотник DR-60. По словам сооснователя проекта Юрия Педерия, их дрон поднимает до 60 кг, летает 6 часов без посадки на расстояние до 600 км. «Мы видим большой потенциал использования нашей технологии в мире в сельском хозяйстве, инфраструктуре, энергетике, транспорте и т. п.», – заявил он на питче.  

При этом признал, что в этой нише у них немало крупных иностранных конкурентов. «Да, наши коптеры дороже. Но они более продуктивны по дальности облета, ширине опрыскивания и т. п. В итоге клиенты получат возможность экономить на операционных затратах», – рассказал Юрий Педерий.

На первом этапе AeroDrone хочет продавать беспилотники фермерам и операционным партнерам, которые работают с аграриями (уже удалось найти покупателей трех дронов в США и Канаде). Также компания намерена получать дополнительные доходы от подписки на их запатентованную программу Mission possible (ПО облетов для автополитота), обучения операторов, сервисной поддержки.

Предприниматель надеется запустить серийное производство коптеров. В этом году создать и продать 30 беспилотников. В дальнейшем производить по одному дрону в неделю.

BIOC  

«BIOC – биополимер будущего» – так презентовала разработанную украинскими инженерами технологию нанополимеризации консультант проекта Екатерина Кныщук. Вначале она сразила членов жюри пугающими цифрами. С 1950 года в мире произведено 6,68 млрд тонн пластика. Ежегодно эта цифра увеличивается на 370 млн тонн. Только 9% из них перерабатывается, 12% – сжигается. Потребность Украины в пластике – 3500 тонн в месяц.

«ООН предупреждает, если мир не найдет решение проблемы, – к середине столетия в океане будет больше пластика, чем рыбы. Таким решением можем стать разработка украинских технологов. Наш биополимер 100% разлагается в течение нескольких лет. Он на 70% состоит из кукурузного крахмала, 30% – полимолочной кислоты и нескольких  модификаторов. Разработка позволит очистить украинские мусорные полигоны и пресечь загрязнение окружающей среды пластиком», – пояснила Екатерина Кныщук.

Также запуск производства позволит создать продукт с высокой добавленной стоимостью. По словам технологов, Украина продает кукурузу на экспорт по $160 за тонну, а может делать биополимеры по $3000. Экоматериал может использоваться для производства биопластиковых пакетов, бахил, памперсов, одноразовой посуды и перчаток.

Разработчики признают, что у них есть несколько мощных иностранных конкурентов. «Но в составе их биопластика только 40% крохмала. Мы же хотим делать более дешевый и качественный продукт», – заявила Екатерина Кныщук.

Команда ищет $600 000 на строительство первого модуля производительностью 4000 тонн в год. 

Однако в процессе «допроса» выяснилось, что у проекта нет патента на разрабатываемую уже 20 лет технологию. Нужно получить два международных сертификата. Пока у технологов есть только заключенный с польской компанией договор намерения приобрести 2400 тонн биопластика и тестовая партия продукции, произведенная в Китае. Что помешает китайцам оперативно «слизать» и запатентовать технологию – авторы не уточнили.

GeoDesign info

GeoDesign info – умная оценка локаций для успешного развития бизнеса. Так позиционируется этот проект. «Мы анализируем и предоставляем данные о преимуществах и рисках развития бизнеса в локациях, учитывая месторасположение, численность и доходы населения, конкуренцию, транспортные и пешеходные потоки, архитектурно-правовые ограничения. С помощью Big Data прогнозируем доходы в локациях, определяем лучшие места для развития бизнеса, рекомендуем более выгодное использование коммерческих площадей, оптимизируем существующую сеть», – поясняют разработчики.

У стартапа уже есть несколько клиентов. Команда планирует зарабатывать почти 4 млн грн в год на предоставлении потребителям расширенных данных по локациям и проведении индивидуальных исследований. Потенциальная ЦА – застройщики, сетевые бизнесы, агентства, которые вкладывают в коммерческую недвижимость. «В этом году мы хотим собрать данные по всей Украине. В следующем масштабировать проект на весь мир», – рассказал основатель проекта Иван Микуляка на питче.

Ему повезло. Члены жюри не вдавались в детали и поверили на слово, что мобильные операторы, которые давно оказывают такие же услуги, не составят серьезную конкуренцию GeoDesign info. «Они ограничены сетью вышек, плотность сот в городах – максимум 500 м. Мы же можем рассчитывать, даже по какой стороне улицы идут люди, потому что у нас есть эти данные», – «аргументированно» заявил автор проекта. При этом не пояснил, как плотность сот может помешать мобильным операторам использовать десятки таргетингов в Big Data. И, главное, не раскрыл базис своего проекта – источники данных GeoDesign info, на которых будут основываться исследования.

Pravoman

Это бот-юрист, который «живет» в Telegram, Viber и Facebook MessengeПо словам сооснователя проекта Регины Паноренко, их виртуальный юрист умеет быстро составлять документы, предоставлять консультации, рассказывать полезные лайфхаки 24/7 без выходных и перерывов на кофе. 

Авторы проекта знают о существовании многочисленных конкурентов. Считают своим преимуществом универсальность: алгоритм выдает консультации по 52 темам. «А наши конкуренты сосредотачиваются на одной-двух проблемах», – уверяет Регина Паноренко. Что мешает им оперативно расширить тематику – осталось загадкой.

По мнению разработчиков, Pravoman может быть полезен 23 млн украинцам (наверное, в расчет включено все взрослое население страны). Команда рассчитывает на привлечение двух крупных ЦА. Для В2С (физ- и юрлиц) базовые услуги будут предлагаться по подписке, дополнительная плата станет взиматься за создание определенных документов и разовые консультации. В этой нише авторы хотят зарабатывать $73 млн в год. Для В2В-сегмента на платформе запустят рекламу услуг юристов и leads-генерацию. Эти дополнительные услуги должны приносить $533 590 в год. Почему основатели проекта рассчитывают именно на такие доходы, не известно.

В дальнейшем команда собирается создать мобильное приложение и выйти на международный рынок.

Framiore

Это премиальный бренд женской одежды, который пытается занять нишу «этической и ответственной моды». «Наша концепция – собираем мудрость народов мира, исследуем этот народ, ездим в экспедиции, берем интересные техники и создаем современную одежду для женщин. Мы хотим создавать качественную одежду, которую можно носить годами», – «доступно» пояснила на питче основательница проекта Наталья Найда.

Причем здесь технологические инновации? Компания намерена внедрить lean-производство и открыть R&D-цех для  разработки собственного экофрендли текстиля. Пока Framiore использует зарубежную ткань Tencel, изготовляемую из древесины эвкалипта. Какие материалы будут тестироваться в R&D – не известно. Наталья Найда рассказала только о мониторинге конкурентов: «Они делают ткани из апельсиновых шкурок, кофейной гущи и т. п.».

У Framiore уже есть две коллекции одежды. К концу этого года компания хочет выйти на оборот 2,4 млн грн в месяц и ежемесячно производить 437 изделий. Ключевой рынок сбыта – европейские страны. По словам Натальи, у них уже есть партнеры в Шотландии и Британии. В дальнейшем компания будет расширять присутствие на рынках  Германии, Испании и т. д.

FieldBI

FieldBI  – информационно-аналитическая система для аграриев и владельцев земель сельскохозяйственного назначения. По словам сооснователя проекта Евгения Кугука, платформа на основе искусственного интеллекта позволит пользователям в режиме реального времени управлять земельными участками, исправлять несоответствия в учете и фактической обработке полей. Планируется интеграция с госгеокадастром.

Арендаторы – как небольшие фермерские хозяйств, так и крупные агрохолдинги – смогут вести учет арендованной земли, анализировать риски с пайщиками и договорами аренды, видеть аналитику по полям, планировать и контролировать взаимоотношения с арендодателями земли. Владельцы паев – физлица, государственные и коммунальные предприятия – смогут видеть, все ли документы оформлены, оценить стоимость участка, узнавать, есть ли риски владения, получать консультации от юристов и т. п. 

Пока разработчики предлагают бесплатный демодоступ к системе.  Сколько в дальнейшем будет стоить подписка – не известно.

В проект уже инвестировано около $200 000. Через два года после старта в Украине авторы хотят расширить присутствие на рынке Восточной Европы.

 

По 625 000 грн получат следующие два стартапа на pre-seed-стадии развития:

 

BioBin

BioBin – один из самых загадочных проектов. С одной стороны, его основатели преследуют благую цель –  побудить украинцев на своей кухне отделять пищевые отходы от остального мусора. «Каждый из вас ежегодно выбрасывает около 250 кг бытового мусора, 65% из них – пищевые отходы. Мировой рынок управления пищевыми отходами достигает $33 млрд. В мире – тренд на осознанное потребление, экологичность. Трое из четырех людей сегодня готовы отделять пищевые отходы», – рассказывал на питче сооснователь проекта Артем Миргородский.

С другой стороны, этой благой цели разработчики хотят достичь созданием мобильного приложения, которое по подписке (за $2 в месяц) будет учить украинцев сортировать мусор. Видимо, авторы считают, что большинство людей не в состоянии отличить картофельные очистки от пластика. Кроме того, апликация будет помогать «хвастаться» друзьям в соцсетях своим экосознательным образом жизни, находить единомышленников и фиксировать положительное влияние на природу (уменьшение СО2, сокращение свалок). Автор статьи уже много лет сортирует мусор, но почему-то ни разу не возникло желания поговорить об этом.

Также приложение будет подсчитывать, сколько денег в месяц выбрасывается в ведро, и учить экономить. Для этого пользователям придется постоянно вносить в апликацию вес приобретенных продуктов в граммах и массу взвешенных мусорных пакетов с пищевыми отходами. «Мы уже четыре месяца делаем это с женой и просто кайфуем от процесса. На 20% уменьшили расходы на продукты. Когда постоянно мониторишь отходы – это начинает изменять твое поведение, побуждает уже в супермаркете выбирать, скажем, не пять, а четыре банана», – очень доступно пояснил экономию Артем Миргородский.

Авторы рассчитывают, что к концу 2023 года привлекут 300 000 подписчиков и выйдут на оборот в 3,4 млн евро. В дальнейшем хотят увеличить выручку за счет интеграции с ритейлом, монетизации собранных данных и создания собственного маркетплейса, где будет продавать компостеры. 

Члены жюри засомневались, что проекту удастся привлечь юзеров, готовых платить за использование такого приложения. Артем Миргородский парировал: «Есть приложения со значительно большей стоимостью подписки. Для ЕС и США – это незначительная сумма (BioBin планирует стартовать на отечественном рынке. – Mind). Украинцы выбрасывают в ведро от $300 до $1000 в год. Если наше приложение поможет им сэкономить 25% в год, то мы дадим пользователям в 10 раз большую экономичную выгоду, чем возьмем по подписке». Почему потребители не способны самостоятельно без приложения не покупать лишние продукты – осталось загадкой. 

Pytag

Это агрегатор цен для оптовой торговли. По словам основателя проекта Олега Попова, платформа объединяет три целевые аудитории: покупателей, продавцов и сервисные компании, занимающиеся логистикой, хранением, проверкой качества и т. п. «Мы создаем сервис, который  находит лучшие ценовые предложения для каждого пользователя, учитывая геолокацию, виды доставки и формы расчета», – пояснил Олег Попов на питче.

Стартап хочет начать с агрорынка, на котором у команды есть многолетний опыт работы. «Мы не понаслышке знаем о проблемах наших потенциальных клиентов. Торговцы не могут увидеть всей картины рынка, у них нет доверия к оплате, качеству, срокам поставки. В процессе возникает очень много посредников, которые зарабатывают на фермерах. К примеру, только на рынке зерна, посредники имеют около $1 млрд в год».

Разработчики получили патент на свой алгоритм автоматических торгов. Сейчас команда работает над прототипом сервиса. В этом году планирует запустить полноценный продукт. В следующие два года выйти на международные рынки. Олег Попов уверяет, что прямых конкурентов на украинском и мировом рынках у них пока нет.

Платформа собирается получать комиссионные доходы. Для фермеров сервис будет бесплатным.

 

, 21 ФЕВРАЛЯ 2020

Источник - https://mind.ua/ru/publications/20207906-ukrainskij-fond-startapov-dengi-v-innovacii-ili-na-veter